"Система поддержки инвесторов в Хабаровском крае нуждается в корректировке"
Об итогах работы делегации Хабаровского края на Петербургском международном экономическом форуме, планах развития экономики региона и необходимости скорректировать систему поддержки инвесторов в интервью "Интерфаксу" рассказал врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев.
- Михаил Владимирович, что получил Хабаровский край по итогам ПМЭФ, каковы результаты работы на форуме?
- Программа была очень насыщенной. Не считая участия нашей делегации в многочисленных сессиях и обсуждениях, нам удалось провести очень важные встречи с руководителями крупнейших российских госкорпораций и компаний-инвесторов. Подписали ряд очень перспективных соглашений и договоров о сотрудничестве, в том числе о запуске транспортной карты "Тройка". Жители Хабаровска уже в этом году смогут ощутить первые выгоды и удобства от использования этой карты. Вообще считаю, что инвестиции должны служить не только интересам бизнеса, но и интересам жителей региона. Надо не только смотреть на перспективу, но и работать на нее. Инвестор должен получить выгоду от реализации своих проектов, а все жители региона - улучшение социально-экономических условий. На мой взгляд, это правило должно стать ключевым для любого инвестиционного проекта, особенно с участием государственных корпораций.
Мы сейчас проводим переговоры с "Русской медной компанией" по привлечению местных поставщиков к реализации проекта по освоению Малмыжского месторождения. И мне приятно, что мы находим взаимопонимание по многим вопросам. Заключили очень важное соглашение с госкорпорацией "Ростех". Есть большое желание реализовать в крае проекты по достройке детского больничного комплекса и онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре, создать современный центр медицинской реабилитации на базе санатория "Уссури". Ориентировочная стоимость проекта составит 3,7 млрд рублей.
В целом могу уверенно сказать, что работа нашей делегации на форуме была эффективной, а контакты и связи, которые мы здесь наработали, принесут пользу всему Хабаровскому краю.
- Если говорить о развитии, какие отрасли в Хабаровском крае являются стратегическими на данном этапе? Сохранится ли в ближайшие годы сырьевая направленность в экономике региона?
- Сырьевая отрасль хоть и имеет важное значение для нас, но не является основополагающей. Хабаровский край - промышленный центр Дальнего Востока, доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве края составляет около 80%. Поэтому стратегическими для нас являются промышленное производство и транспортное обслуживание магистральных грузопотоков. Это очень важное конкурентное преимущество региона, которое мы и будем использовать.
У нас и передовое авиа- и судостроение, черная металлургия, добыча и переработка полезных ископаемых, нефтепереработка, энергетическое машиностроение, лесная промышленность, фармацевтика. Ближайшие планы - создание в крае "строительного кластера", развитие промышленности строительных материалов и индивидуального жилищного строительства в регионе.
Но и от развития сырьевой отрасли мы отказываться не намерены. Это важный и большой блок в экономике региона. В 2020 году от предприятий природоресурсного комплекса в бюджет поступило около 13 млрд рублей налогов.
- Известно, что на Дальнем Востоке в целом и в Хабаровске в частности сформировались одни из самых высоких цен на жильё в стране. Дальневосточные цены выше среднероссийских показателей стоимости почти вдвое. В чем, на ваш взгляд, причина, и какие вы видите возможности для изменения ситуации?
- Основная причина роста цен на жилье - недостаток предложения. В то же время низкие ставки по льготным ипотечным кредитам, стимулирование спроса - все это привело к росту цен на квартиры как на первичном, так и на вторичном рынках.
Сегодня в крае в основном осуществляется точечная застройка. Проектов комплексной застройки нет, нет крупных застройщиков. Низкая конкуренция на рынке тоже приводит к росту цен.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы начали активную работу по формированию участков под комплексную застройку, привлекаем крупных федеральных застройщиков. На первом таком участке уже ведётся застройка - это микрорайон "Ореховая сопка" в северной части Хабаровска. Там мы намерены построить около 900 тыс. кв. метров жилья - это масштабный проект.
Запускаем и совершенно новый, в некотором роде новаторский для региона проект деревянного домостроения - "Дом дальневосточника". Он не только может стать новой точкой роста в жилищном строительстве, но и создаст дополнительные возможности для деревообрабатывающей отрасли, да и в целом для региональной промышленности. Уже в ближайшее время мы надеемся сделать такие настройки производства, чтобы строить до 1000 готовых домокомплектов в год.
- Хабаровский край был и остается крупнейшим транспортным узлом. В проекте модернизации Транссиба и БАМа, известном как Восточный полигон, играет важную роль. На ваш взгляд, насколько реализация этого проекта способна повлиять на уровень жизни в регионе?
- Правительство Хабаровского края, безусловно, заинтересовано и будет содействовать реализации проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба в направлении наших морских портов Ванино и Советской Гавани.
Протяженность Байкало-Амурской магистрали на территории нашего края превышает 1200 км. Это треть всей магистрали. К БАМ тяготеют 5 районов края с численностью населения почти 100 тыс. человек.
Например, в два этапа модернизации Восточного полигона Российских железных дорог запланировано вложить свыше 1,2 трлн рублей. Однако капиталоемкие решения по развитию БАМ не предусматривают мероприятий и обязательств перед людьми по развитию притрассовых поселков. Поэтому нам очень хотелось бы иметь более высокую локализацию этого и подобных проектов. Это то, о чем я говорил в начале - инвестиции должны служить интересам людей.
Без сомнений, полная реализация проекта Восточный полигон и повлечет за собой рост региональной экономики, и улучшит привлекательность региона для инвесторов, предпринимателей и туристов. Жители центральных, промышленно развитых районов, конечно, напрямую почувствуют улучшения, но мы не должны забывать и о создании комфортных условий жизни и в удаленных местах за тысячи километров от регионального центра.
- Михаил Владимирович, какова ситуация с заказами на крупнейших предприятиях региона: судостроительных заводах, авиапредприятии в Комсомольске-на-Амуре, "Амурстали". Какие проекты сейчас в работе?
- КнААЗ сейчас занимается производством серии истребителей Су-35С и Су-57 для министерства обороны России. Загрузка предприятия стабильна до 2028 года. Также завод изготавливает составные части самолета SSJ-100 для филиала ПАО "Корпорация "Иркут" "Региональные самолеты". В 2021 году эта компания планирует выпуск более 20 самолетов Superjet 100 для внутреннего рынка.
В январе этого года в Комсомольске-на-Амуре открыли сервисный центр для Superjet 100, где можно проводить техобслуживание не только самолетов, но и в том числе систем двигателей, пилотажно-навигационного оборудования.
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) для министерства обороны идет строительство 4-го корвета, четырех малых ракетных кораблей. По новому контракту начато строительство 6 корветов для Тихоокеанского флота. Продолжается строительство грузопассажирских паромов для линии Ванино-Холмск. Заказами мы обеспечены теперь до 2028 года.
На Хабаровском судостроительном заводе также идет работа, строятся два морских буксира для АСЗ, амфибийного судна на воздушной подушке, двух краболовных судов для магаданской компании. Конечно, параллельно ведется работа по привлечению и новых заказов, как военных, так и гражданских.
- Если говорить об инвестиционной привлекательности региона, какие инструменты привлечения инвесторов, помимо уже существующих, необходимы Хабаровскому краю? От каких можно отказаться в силу их неэффективности?
-Можно сказать, что система поддержки инвесторов у нас создана, она развитая. Тем, кто хочет работать на нашей территории, мы оказываем и финансовую помощь, и организационную. В регионе действуют преференциальные режимы - ТОР и СПВ. Но льготы и преференции не должны быть одинаковыми для всех видов деятельности, как это происходит сейчас. Поэтому корректнее было донастроить действующие инструменты, чтобы соблюсти баланс и интересов инвесторов и жителей края.
Прежде всего, это касается предприятий горнодобывающего комплекса. Рентабельность предприятий в этой сфере деятельности в среднем составляет более 30%. Мы предлагаем сырьевые проекты поддерживать не глубокими льготами по налогу на прибыль и имущество за счет региональных бюджетов, а путем выравнивания рентных налогов, а именно - за счет федерального налога на добычу полезных ископаемых.
В части новых инструментов привлечения инвесторов мы ждем поправок в ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ". Эти поправки позволят запустить на территории края так называемую систему региональных соглашений по защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Она позволит применить в отношении инвестора стабилизационную оговорку и предоставить ему инфраструктурную поддержку. Стабилизационная оговорка защитит инвестора от применения законодательства, которое может ухудшить его положение.
- Один из важнейших вопросов - обеспеченность энергоресурсами в регионе. Как вы ее оцениваете и что планируется сделать в этом направлении, каких вложений это потребует?
- По моим оценкам, общая энергообеспеченность на данный момент оставляет желать лучшего, хотя у региона в этом отношении есть большой потенциал. Во-первых, как стало ясно после поездок по краю, в районах полностью устаревшая система котельных, где многие еще с советской поры работают на мазуте. Предстоит обновить как минимум 30 таких объектов, перевести их на газ или хотя бы на уголь.
Всего на сегодняшний день в крае работает более 400 локальных котельных и 64 муниципальные электростанции. В среднем по региону износ коммунальных объектов превышает 60%. Ежегодно выделяются средства на их ремонт и модернизацию. Утверждаются инвестиционные программы коммунальных предприятий. В этом году в регионе принято 37 таких инвестпрограмм.
Во-вторых, у нас огромная зона децентрализованного энергоснабжения. Много где стоят дизельные электростанции, и их тоже нужно постоянно обновлять, так как они часто выходят из строя. Они еще и стоят в деревянных зданиях, что небезопасно. И таких ДЭС несколько десятков. Поэтому мы разработали программу на три года по их замене. В этом году уже семь ДЭС мы закроем и откроем новые модульные, и в 2022-2023 году ещё 15. Поэтому с "деревяшками" этими мы покончим в ближайшие годы.
Кстати, выработка тепла в районах с ДЭС идет за счет привозного топлива. Каждый год его доставляют в районы по "северному завозу". Схема завоза постоянно оптимизируется, выбираются выгодные поставщики, продумывается логистика. Важно, что с этого года мы решили снизить тариф на тепловую энергию для жителей децентрализованной зоны на 10%, сейчас они платят в 1,5 раза больше, чем в центральных районах. Корректировки в бюджет будут внесены, с 1 июля тариф снизится, а почувствуют это жители с октября, когда начнется отопительный период. Новшество коснется сразу 300 тысяч жителей в 17 районах.
Высокие тарифы на электричество сейчас действуют для предприятий и ИП, что сказывается на экономике и самих территорий, и в целом региона. Забегая вперед, скажу, что с 2022 года вопрос будет решен. Сейчас последний год, когда нужно потерпеть. С 2022 года будем получать федеральные средства на выравнивание тарифов для бизнеса, для всех северных и децентрализованных территорий. Это последний год, когда будет так тяжело.
Неплохо идет программа газификации региона, но могла бы идти и лучше. Здесь все упирается в объемы. Там, где газ есть, мы сразу закладываем в проект новые котельные. Там, где газа нет - ставим модульные угольные котельные. Пока у нас природным газом газифицировано 32 населенных пункта, ведутся строительно-монтажные работы еще по девяти. Для справки: сейчас край обеспечивается природным газом по долгосрочным договорам компаниями АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" и АО "Дальневосточная генерирующая компания" с Консорциумом участников по проекту "Сахалин-1" (оператор проекта - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед"). Срок действия договоров - сентябрь 2025 года. В 2020 году потребителям края реализовано около 2,5 млрд куб. метров природного газа. К 2025 году потребность вырастет до 4,8 млрд куб. метров в год с учетом перспективных потребителей. К этому времени поставки природного газа будет осуществлять уже ПАО "Газпром".
Что касается электросетевого хозяйства - мощностей достаточно, если говорить, конечно, о централизованной зоне. О децентрализованной и ее проблематике было сказано выше. Сейчас вся энергосистема Хабаровского края обеспечивает выработку до 95% электроэнергии и до 70% тепловой энергии. Эти объемы дают нам 7 тепловых электрических станций АО "ДГК".
В прошлом году была введена в эксплуатацию ТЭЦ в Советской Гавани мощностью 126 МВт. В текущем году планируется начать строительство Хабаровской ТЭЦ-4 взамен устаревшей ТЭЦ-1. Она эксплуатируется с 1954 года. Завершить строительство ТЭЦ-4 планируется в 2025 году, она даст дополнительный резерв в энергоресурсах. Это откроет новые возможности для бизнеса, жилищного строительства. Но наращивание энергомощностей потребует миллиардных вложений. Региону потребуется участие федерального центра, и мы будем использовать уже действующие федеральные программы и обращаться по всем направлениям.
- И в завершение о самом "наболевшем" - коронавирусе и вакцинации. Как продвигается прививочная кампания в регионе?
- На сегодняшний день у нас привито около 120 тыс. человек. Для выработки коллективного иммунитета необходимо привить 613 тыс. жителей. Темпы нужно наращивать, это единственный вариант защититься от вируса. Мы видим, что идет прирост зараженных, выявили очаг в отдаленном северном поселке. Там очень небольшое количество людей было привито, вирус привезли из другого региона и заражение быстро распространилось. Больше 40 жителей сразу в небольшом селе. Но мы уже научились правильно и быстро реагировать на такие ситуации. Ввели карантин, заболевших из группы риска эвакуировали - все взяли под контроль.
Вакцины у нас достаточно. Более того, мы будем приглашать в регион иностранцев на вакцинацию на платной основе. Подготовительную работу провели в последние два месяца вместе с Японией и уже получили заявки с японской стороны. Ждем только решение нашего главы государства. Как только нам выделят препарат для коммерческой реализации - мы начинаем процесс. Ведем переговоры и с Кореей. Приглашаем в Хабаровск на вакцинацию и жителей Сингапура и Мальдивских островов. Протокол пребывания таких туристов мы сейчас отрабатываем и с местными отельерами, и с Роспотребнадзором. Не исключаем, что если нам пришлют однокомпонентную вакцину, то срок пребывания в обсерваторах для иностранцев сократится, тогда и культурная программа будет входить в такой "тур".